О живописи суми-э. Искусство мимолетного очарования... (Александра Васильева)

Суми-э -,суми-тушь,э-картина. Таким образом, суми-э называется форма японского искусства, в которой картина написана черной тушью. Но означает ли это, что любая подобная картина может быть названа суми-э? Нет. Чтобы стать суми-э, картина, написанная черной тушью, должна быть наделена жизненной силой, способной волновать сердца и эмоции всех, кто на нее смотрит.

Для неспециалиста японская живопись, возможно, покажется несколько безыскусной, хотя и чрезвычайно изысканной. Однако, это не так: нужно обладать высочайшим уровнем мастерства, чтобы несколькими мазками изобразить суть предмета. Суть, которая будет наполнена переживаниями и эмоциональными красками. Чистота пространства листа лишь иллюзия и основной принцип суми-э. Первое, что поражает в картине - это незаполненность, зияющая пустота. Черные контуры изображения лишь подчеркивают эту пустоту, пустоту, из которой, как говорили древние, всё приходит и в которую всё уходит.

Из истории суми-э

Суми-э возникло в Китае примерно в эпоху Династии Тан (618 г.- 907 г.). Эта техника живописи была основной, ключевой живописью в Восточной Азии.

С периода Нара до Хейян (8 - 9 век), японцы находились под влиянием рисования тушью (суми-э) времен Сун и Тан династий. К 14 веку суми-э под влиянием дзэн-буддизма получила широкое распространение в Японии. Создавались новые направления и школы в новом виде живописи. Поскольку при написании иероглифов используется кисти и тушь, суми-э и каллиграфия-близкие друг другу искусства. 

Суми-э монохромна. Монохромность предлагает мастеру нескончаемый выбор тональных оттенков, которые с давних времен в восточной живописи воспринимаются, как  "цвета" туши. Суми-э допускает использование минеральных красок, но ограничивается тонкими, прозрачными мазками, которые всегда остаются подчиненными линии, исполненной тушью.