Кабуки и укиё-э - встреча в нашем столетии. (Утияма Икуэ)

Итикава Камэдзиро наносит грим кумадори перед выходом на сцену. (Фотограф Окадзуми Тика)

Итикава Камэдзиро, родившийся в династии актеров кабуки Омодакая, является наследником классических театральных традиций. Возможно, по своей популярности и исключительному сценическому таланту он превосходит многих молодых актеров. В мире кабуки, где следование традиции есть неизменная норма, Итикава стал новатором, первооткрывателем, отважившимся на то, что прежде не делал ни один актер. Он организовал творческую группу «Итикава Камэдзиро-но кай», в рамках которой экспериментирует со смелыми необычными исполнительскими стилями. Он играет в «самурайских драмах» на телевидении, с глубоким интересом читает все, что касается кабуки, и, вероятно, в большей степени, чем кто-либо другой, открыто излагает свои теоретические взгляды. Итикава участвует в телевикторинах и публичных беседах с философами. Перед аудиторией он неизменно демонстрирует высокий интеллект и быстроту мышления. Но существует и другая сторона его личности: Итикава - страстный коллекционер гравюр укиё-э, собравший около 2 тысяч образцов этого жанра. Он даже составил путеводитель по выставке «Сокровища гравюры укиё-э из собрания Бостонского музея изобразительных искусств», проводившейся в 2008 году в Музее Эдо-Токио.

В один из дней в начале лета мы повстречали Итикаву в токийском районе Дзимботё, одном из лучшем мест в мире, где можно приобрести букинистические издания. В ряде магазинов и галерей продаются гравюры укиё-э. Итикава побывал в «Галерее искусств Мита», его любимом магазине в этом районе.

«Раньше я заходил во многие букинистические и антикварные магазины на Дзимботё и, кроме того, следил за аукционами в Интернете, теперь я бываю в основном только в этой галерее. Примечательно, что даже музеи покупают здесь предметы искусства. Думаю, это лучшее место в Японии, предлагающее то, что меня интересует».

Директор «Галереи искусств Мита» Кен Каплан показывает Итикаве оригинальный рисунок работы Кубо Сюммана (1757-1820). Глядя на этот портрет красавицы, глаза Камэдзиро начинают восхищенно блестеть, как у юноши.

«Рисунок удивительно хорошо сохранился. Посмотрите на бумагу, на которой напечатана гравюра - он почти как новый! Она бы великолепно смотрелась на стене в глубине сцены театра кабуки».

Интерес к коллекционированию гравюр укиё-э возник у Камэдзиро еще в средней школе, сразу после того, как его отец, Итикава Данси-ро, привез из Лондона гравюру с изображением актера кабуки. Он приобрел ее на «блошином рынке». «На ней был изображен мой прапрадед, актер кабуки, известный как первый Итикава Энноскэ. С тех пор я стал покупать любые укиё-э с его изображением, которые мог найти».

Один из предков запечатлен на гравюре укиё-э! Камэдзиро пошел по его стопам, унаследовав актерскую профессию, и потому его горячее желание собирать гравюры нашло вескую поддержку. Вскоре он начал собирать гравюры с изображением актеров кабуки, созданные самыми разными художниками. Сейчас его любимым художником является Утагава Кунисада (известный также под именем Утагавы Тоёкуни III). «Для его работ характерна поразительная, не имеющая аналогов композиционная структура. Изображаемые им актеры кабуки оживают на бумаге -вы буквально ощущаете энергетику, которую они должны были излучать на сцене».

Камэдзиро прав. Работы Кунисады очень экспрессивны, актеры у него будто готовы шагнуть за пределы плоскости гравюры. Во времена Кунисады, в конце периода Эдо, искусство кабуки достигло наивысшего расцвета, и многие тогдашние актеры были великими мастерами сцены.

По словам Камэдзиро, в своих собственных постановках он порой заимствует мотивы причесок и цветовое решение костюмов из образов, запечатленных на укиё-э. И все же, он считает коллекционирование гравюр всего лишь своим хобби. «Совершенно так же мальчик собирает открытки с бейсбольной тематикой. Разве что открытки значительно дешевле!»

Возможно, Камэдзиро уже охладел к своей коллекции, однако собрать 2 тысячи прекрасных гравюр не простое дело. Усердие и концентрация, с которыми он играет на сцене, в равной степени проявляются и в его увлечении.

Он складывает укиё-э в ящички из павлонии и хранит их дома в самых разных местах. Гравюрам противопоказан солнечный свет, поэтому он редко достает их, чтобы полюбоваться. Но, кто знает, возможно, однажды они увидят свет на выставке, названной «Укиё-э из коллекции Итикавы Камэдзиро». Это будет новое оригинальное творение Камэдзиро.

(1) Актер кабуки Итикава Камэдзиро рассматривает гравюры укиё-э в «Галерее искусств Мита» (http://www.mita-arts.com/), что расположена в районе Дзимботё в Токио. (Фотограф Иида Ясукуни, дизайнер по костюму Мураками Тадамаса, парикмахер-стилист Миясита Хидэхару). (2) Камэдзиро поставил пьесу кабуки «Кёганоко мусумэ Додзё-дзи» («Танец в храме Додзё-дзи, исполненный девушкой в костюме из ткани, выкрашенной в Киото»). В ней он исполнил роль танцовщицы Ханако. Для оформления программы к спектаклю была выбрана гравюра укиё-э, изображающая сцену из той же пьесы, за исключением того, что фигуру актера эпохи создания гравюры, занятого в главной роли, заменила фотография Камэдзиро. (Художник Утагава Кунимаса IV, ученик Утагавы Кунисады.) (с) Нагацука Сэйси.

Автор: Утияма Икуэ
Источник: nippon, 2009 no. 02