Гравюры укиё-э с изображением живописных мест, признанные шедеврами искусства. (Сугавара Ю)

«Сёкоку таки мэгури. Симоцукэ Куроками-яма Кирифури-но таки» («Водопад Кирифури на горе Куроками что в провинции Симоцукэ» из серии «Путешествие к водопадам во всех провинциях»), Кацусика Хокусай.
 

На этом полотне падающая вода словно оживает. (Собственность Японского музея укиё-э/Мацумото)

История противоборства двух выдающихся художников

На деревянных гравюрах укиё-э часто изображались красивые женщины и актеры кабуки. Двое же великих мастеров гравюры, творивших в одно время, Кацусика Хокусай (1760-1849) и Утагава Хиросигэ (1797-1858), соперничали друг с другом в искусстве изображения знаменитых пейзажей. Они основали новый жанр укиё-э, названный «мэйсё-э». Сегодня некоторые из произведений мэйсё-э можно увидеть в туристических путеводителях и на открытках - они завоевали всемирную любовь как замечательные образцы пейзажного искусства.

«Фугаку Сандзюроккэй. Гайфу кайдэй» («Южный ветер, ясное небо» из серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи»), Кацусика Хокусай.
 

Летом по утрам в ясную погоду гора Фудзи и самом деле окрашивается в красноватые оттенки, правда, это можно наблюдать довольно редко. Работа примечательна смелой, энергичной трактовкой пейзажного мотива. (Собственность Музея Хаги Урагами)

 

Два гения - Хокусай и Хиросигэ

«Мэйсё Эдо хяккэй. Фукагава Сусаки Дзюманцубо» («Равнина Сусаки Дзюманцубо близ Фукагава» из серии «Сто знаменитых видов Эдо») работы Утагавы Хиросигэ.

Такая необычная перспектива должна была поражать современников, как она поражает и изумляет нас сегодня. (Собственность Университета Кэйо)

Произведения Хокусая пронизаны неудержимой энергией, для них характерны смелая мощная трактовка и динамичная композиция. Хиросигэ, напротив, организует композицию самым неожиданным образом, рисуя времена года в тонком лирическом преломлении.

Эти особенности хорошо иллюстрируются двумя работами, представленными внизу на этих страницах и считающимися одними из величайших творений знаменитых мастеров.

Еще одна гравюра Хокусая (вверху слева на противоположной странице) представляется более выразительной, чем любая фотография. А произведение Хиросигэ на этой странице вверху словно написано с высоты птичьего полета.

«Токай до годзюсан цугиноути. Сё но хакуу» («Белый дождь в Сёно» из серии «Пятьдесят три станции Токайдо»), Утагава Хиросигэ.

Внезапный вечерний ливень гонит людей прочь по холму. На гравюре запечатлено короткое мгновение. (Собственность Мемориального музея Ота искусства укиё-э).

Автор: Сугавара Ю
Источник: nippon, 2009 no. 02