Кумиры из прошлого (Сугавара Ю)

В древней Японии тоже были свои кумиры - красивые женщины, актеры кабуки, борцы сумо. Они стали героями первых деревянных гравюр укиё-э.

Бидзин-га - портреты красавиц

Бидзин-га появились на самой заре существования укиё-э. Многие из изображенных на них красивых женщин были высокообразованны и мастерски владели искусством развлечения мужчин песнями, танцами или музыкой. На гравюрах они обычно изображаются стройными, словно ивовые деревья, облаченными в красочные кимоно, с изысканно украшенными прическами. Эти гравюры одинаково ценились как мужчинами, так и женщинами.

Однако прототипами образов бидзин-га выступали не только утонченные светские женщины. Спрос существовал и на гравюры с изображением привлекательных девушек, работающих в чайных домиках и магазинах, торгующих рисовыми печеньями сэмбэй, либо известных внутри небольшого локального сообщества. Бидзин-га были важным индикатором модных тенденций, по своим функциям сравнимым с современными журналами мод или журнальными вырезками с фотографиями красивых женщин и кинозвезд.

(1) «Осэн-но тяя» («Осэн в чайном домике») работы Судзуки Харунобу.В определенный период второй половины 18-го века по всему Эдо прославилась своей красотой девушка Осэн, служившая в чайном домике. Ее образ можно увидеть на многих гравюрах укиё-э. (Собственность Токийского государственного музея; репродукция из Архива изображений ТГМ). (2) «Го-нин бидзин айкё курабэ. Яцуяма Хираноя» («Состязание в обаятельности между пятью красавицами. Хираноя в Яцуяме») работы Китагавы Утамаро. Эта красавица была изображена на плакате чайного домика «Хираноя». Утамаро прославился оплечными портретами о-куби-э, в которых лицо и торс портретируемого выносятся на первый план. (Собственность Мемориального музея Ота искусства укиё-э). (3) «Сансэй Сэгава Кикунодзё-но Танабэ Бундзо цума Осидзу» («Сэгава Кикунодзё III в роли Осидзу, жены Танабэ Бундзо») работы Тосюсая Сяраку. Смелая живая трактовка образа здесь выходит за пределы традиции идеализации объекта изображения. Этот портрет актера кабуки оннагата завоевал всемирную славу. (Собственность Музея Хаги Урагами).


«Накано-тё-но ботан» («Пионы в Накано-тё») работы Тории Киёнага. Празднично одетые женщины пришли полюбоваться роскошными пионами и посоревноваться с цветами в красоте. (Собственность Музея Ракуто).

Якуся-э и сумо-э - гравюры с изображением актеров кабуки и борцов сумо

«Итикава Эбидзо-но сибараку» («Актер Итикава Эбидзо в один из моментов спектакля»), Утагава Кунимаса. Этот популярный актер прекрасно умел показать на сцене момент «здесь и сейчас», заставляя время на мгновение остановиться. Художник точно уловил и запечатлел этот момент. (Собственность Фонда укиё-э Хираки).

В период Гэнроку (1680-1704), когда два крупнейших города Японии Эдо и Осака переживали бурный рост, горожанам стали доступны самые разные виды развлечений. Одним из самых популярных, был, вероятно, театр кабуки, актеры которого завоевывали себе многочисленных поклонников. Гравюры с портретами актеров распродавались сразу же, как только покидали печатные мастерские. Вначале их лица изображались шаблонно, однако во второй половине XVIII века они начали обретать своеобразные характерные черты. Это повысило популярность жанра до прежде невиданных высот.

Примерно в тот же период толпы зрителей начали собирать состязания сумоистов в буддийских храмах и синтоистских святилищах. Борцы-силачи становились кумирами, и параллельно с этим в большом количестве начали появляться деревянные гравюры, изображающие борцов в момент переодевания, схватки на ринге или просто стоящими в грозных позах.

«Кагамиива-то Коянаги» («Кагамиива и Коянаги») работы Утагавы Куниёси. Двое борцов сумо, чьи имена можно перевести как Зеркальная Глыба и Маленькая Ива, -нагромождение мускулов, квинтэссенция мускульной силы. Каждый из них, несомненно, нацелен на победу. (Собственность Японской ассоциации сумо).

Автор: Сугавара Ю
Источник: nippon, 2009 no. 02