Здание лаборатории технического института Канагава «KAIT Кобо», автором проекта которого является Исигами Дзюнъя, перспективный молодой архитектор. Беспорядочно установленные невероятно тонкие столбы — дизайн, хорошо демонстрирующий утончённость в современной японской архитектуре.
Интерес в Японии представляют не только синтоистские и буддийские традиционные постройки, но и многие современные здания. Исследователь архитектуры Игараси Таро познакомит вас с помощью различных ключевых слов с образцами современной японской новейшей архитектуры.
Суть особенности современной японской архитектуры можно выразить такими словами —прозрачность, тонкость и лёгкость. Обычно здания имели тяжёлую конструкцию для устойчивости к ветрам, снегопадам и стихийным бедствиям. Например готические соборы делали из камня, создавая впечатление массивного строения. Если вы войдёте во внутрь, то увидите высокий потолок и свободное пространство. Так как здание было массивным, люди чувствовали там свободу от тяжести и лёгкость. Мне кажется, что в японской современной архитектуре есть тенденция к поиску «стремления к невесомости».
Сейчас в крупных городах мира, особенно в странах с быстрым экономическим ростом, таких как Дубай и Китай, распространяются сооружения под названием «иконы архитектуры», со смелым и привлекающим внимание людей фасадом. В противоположность этому в современной японской архитектуре обращается внимание на более утончённые и мелкие детали.
Такое мышление японцев видно с древних времён. Например методы сооружения деревянных построек проникли в Японию в VI веке из Китая, в то время китайцы специализировались на больших деревянных строениях, а в Японии сосредоточились на мелких частях и на красивой, изящной отделке.
Также особенностью японской архитектуры является высокий уровень выполнения строительных работ. Сложные проекты, сделанные с помощью компьютера, можно видеть по всему миру, но на практике для постройки здания требуется высокая техника. Например проект библиотеки «Сэндай Мэдиа-тэк» выполнен ИтоТоё с помощью компьютера, а при сооружении здания была применена японская судостроительная техника, специализирующаяся на железе. Синтез новаторского дизайна и техники сделал возможным выполнение таких работ.
|
Прозрачность. За последнее время становится больше общественных и коммерческих зданий, в которых широко используется стекло, придающее прозрачность и лёгкость. В качестве примера можно привести «Музей искусства XXI века в г.Канадзава» в префектуре Исикава, созданный группой архитекторов «САНАА», Сэдзима Кадзуё и Нисидзава Рюэ (1). Фасад круглого здания полностью застеклён, в нём нет парадного и заднего входа, можно войти с 4-х сторон этого пространства высокой степени прозрачности. |
|
|
Компьютерные программы. В последнее время в архитектурных проектах пользуются компьютерными программами, поэтому стало возможным строить здания сложной формы с трудными конструктивными расчётами. Одним из первых примеров является библиотека «Сэндай Мэдиа-тэк» (2) в префектуре Мияги, которую спроектировал Ито Тоё. Также с помощью программирования высокого уровня стало возможным осуществление спиральной волнообразной конструкции проекта центра практического обучения «Грин-грин» (З) в префектуре Фукуока этого же автора. (фото: компания «Синкэнтику») |
|
|
Утончённость. Тонкость и лёгкость в архитектуре, придуманные группой «SANAA», усердно преследуют молодые архитекторы, родившиеся в 70-х годах — Исигами Дзюнъя и Накамура Рюдзи. Например в здании лаборатории технического института Канагава «КА1Т Кобо» (1) в префектуре Канагава, автором проекта которого является Исигами, можно увидеть беспорядочно поставленные невероятно тонкие столбы, на первый взгляд такая конструкция кажется ненадёжной, но её безопасность обеспечивается передовой технологией. Накамура на выставке в токийском государственном музее современного искусства демонстрировал макет «Кукурузное поле» (2), сделанный из материала шириной всего 1 мм. Таким образом он показал новые возможности архитектуры, (фото: компания «Синкэнтику», архитектурное бюро Накамура Рюдзи) |
|
|
Реставрация. В послевоенной Японии повторялись демонтация и строительство, после падения экономического пузыря в начале 90-х годов стали обращать внимание на метод восстановления старых строений — реставрацию. В качестве примера можно привести «Плавильный завод — Инудзима Арт-проект», где старый завод по выплавке меди на острове в префектуре Окаяма переделали в музей искусства (3). Также после землетрясения в Кобэ в 1995 году по проекту Миямото Кацухиро «Дзэнкай хаус (полностью разрушенный дом)» (4) с помощью стального каркаса было реконструировано деревянное здание, которое признали полностью разрушенным, эта необычная реставрация сделана для того, чтобы сохранить память о бедствии. (фото: Ано Тайти, компания «Синкэнтику») |
Рассказал: Игараси Таро
Редактор: Сакурай Син
Источник: niponica, 2011 no. 4
Министерство иностранных дел Японии
Kasumigaseki 2-2-1, Chiyoda-ku, Tokyo 100-8919 Japan
http://www.mofa.go.jp/